В условиях постоянно усложняющейся ситуации в мире умение справляться с глобальными проблемами современности становится важнейшей компетенцией ритейлеров. Парижское тренд-бюро Nelly Rodi в своем новейшем исследовании «Жизнь и стиль 2026 года» (Life & style 2026), которое заявлено как инструмент для декодирования этого постоянно меняющегося мира, исследует разнообразие потребительских профилей, изменения в поведении потенциальных покупателей и новую эстетику. Взгляд агентства на не столь уж отдаленное будущее призван ответить на главный вопрос, с которым сегодня сталкиваются все компании: как можно предвидеть поведение потребителей с высокой точностью? Для этого агентство вычленило 4 основных профиля потребителей на 2026 год:
Чудаки: их основные качества – желание примирять, уважать окружающих, регенерировать разрушенное, смягчать острые углы, заниматься поисками себя, плести сказочные истории.
Радикалы: настроенные все перестраивать, переизобретать, пересматривать жизненные ценности, умеющие отстаивать свои убеждения, даже если это ведет к изоляции в обществе, решающие все проблемы с избыточным энтузиазмом;
Регистраторы: их свойства – перемещать акценты, восстанавливать траекторию, преуменьшать достижения и сакрализировать нормы. При этом они умеют солидаризоваться и выбирать сторону, а также переоценивать свою позицию;
Вольнодумцы: ну, тут никаких сюрпризов – это люди, настроенные на ремастеринг, оспаривание догм, свободное распространение информации. Но именно они смогут, с одной стороны, отразить темные стороны человеческой природы, а с другой – воспользоваться всеми открывающимися возможностями и в целом повысить общую креативность общества.
ЧУДАКИ
Поскольку в любой революции всегда есть элемент мечты, Чудаки стремятся изменить общество, открыть новое поле возможностей и наполнить его чудесами и волшебством, озорством и игрой. Стремясь сберечь свои чувства в эти мрачные времена, они придумывают механизмы побега от действительности и в качестве противоядия выбирают легкомыслие, веселье, откровенность и миловидность.
Они наслаждаются повседневными выходками и розыгрышами, используя технологии и цифровые каналы для создания сказочных миров и населения их очаровательными воображаемыми существами, единорогами и разными аватарами. Они объединяют реальное и виртуальное, предпочитая жить в дополненной, отфильтрованной и улучшенной реальности и изобретать воспоминания о будущем, сочетая образы прошлого с современной магией. Они страстно любят истории, мифы и легенды, которые позволяют им отвлечься от повседневности и остановить время, провозглашают право на мечту и утверждают, что у каждого человека есть потребность в простом, доступном и бесплатном счастье. С определенной дерзостью и нахальной философией они придерживаются этой, казалось бы, наивной, горько-сладкой позиции, несмотря на все несоответствие и диссонанс с окружающим миром.
В этом и заключается их изюминка: красивые, шумные, мило бунтующие, они расшатывают условности, но без какой-либо провокации. Они любят удивлять и возбуждать, очаровывать, инсценировать наслаждение, восторг, желание, получать изысканное удовольствие и проявлять поэтическую чувственность. Хотя Чудаки полны фантазий, им не чужды беззаботность и скука, что в свою очередь толкает их бродить по защищенным мирам и развивать свои творческие способности.
В качестве примера товаров для этой группы эксперты Nelly Rodi приводят коллекционный набор фотополимерных шахмат под названием «Другое королевство: Световая сцена», созданный в Бангкоке дизайнером Taras Yoom для его арт-вселенной Yoomoota на планете, известной как Us2BeBetter, жители которой «рождены, чтобы начать новую историю». Как поясняет сам дизайнер, «в ходе шахматной игры бывает две победы – физическая и символическая. Первая связана с классическими правилами игры в шахматы, вторая означает, что герои обнаружат сокровище, спрятанное в центре доски». Или проект «Фруктовый кофе» китайской дизайнерской студии @lunghao.chiang, которая использовала запоминающиеся слоганы, которые часто можно встретить на фруктовых прилавках и ящиках, и «фруктовые мешочки» в качестве упаковки для создания целого повествования. Как пример непосредственно из мира моды тренд-бюро приводит напечатанную на 3D-принтере коллекцию Haute Couture голландского дизайнера Iris Van Herpen и ее только что прошедшую в музее Метрополитен выставку «Спящие красавицы: Rewakening Fashion».
РАДИКАЛЫ
Эстеты-радикалы стремятся спасти мир посредством своего совершенства и интеллекта. Они бросают вызов обществу и привлекают внимание к его дисфункции, предпочитая действовать в самом сердце системы и помогать ей развиваться, а не стоять в стороне. Эти настоящие теоретики от ремесел, моды, гастрономии и т.д. разрушают старые основы, чтобы предложить миру новые. Будучи преисполнены решимости разобраться с продовольственными, экологическими и социальными проблемами завтрашнего дня, они используют долгосрочные стратегии, высокие технологии, инженерное дело и искусственный интеллект.
Это энтузиасты «исследований и разработок», которые превращают проблемы в решения. Например, занимаются переработкой промышленных отходов для производства новых материалов или исследованиями в области генетических мутаций и дополненной реальности, чтобы расширить человеческие возможности. Фактически, их интересует все, что могло бы дать им сверхспособности, удовлетворить их потребность преуспеть и превзойти самих себя, а также позволит им жить – или выживать – в усложнившихся экономических условиях. Сторонники концепций жизни «без аллергенов», «без силикона», «без глютена», «без алкоголя», «без мяса», «без сахара», «без брендов», они исключают все лишнее, чтобы сосредоточиться на чистоте и цельности.
Поскольку для них движущей силой является использование продукта, а не желание им обладать, продукты должны отвечать двойным требованиям: полезности, функциональности, практичности и эргономичности – с одной стороны; виртуозности, ценности и совершенства – с другой, иными словами, они должны воплощать в себе и высокий дизайн, и высокое качество исполнения. Где-то между техническим и эстетическим мастерством эти защитники новой эксклюзивности отвергают все забавное и бесполезное в моде, а также порицают ее склонность к перепроизводству товаров. И после тщательных исследований и почти религиозной приверженности новым технологиям они всегда ставят качество на первое место.
Примеры товаров, которые могут заинтересовать этих радикалов от моды, лежат в основном в области агрикультуры. Это, например, Revo Foods – венский стартап, основанный в 2020 году, который внедряет технологию крупномасштабной 3D-печати пищевых продуктов для производства заменителей мяса и, самое главное, рыбопродуктов, из микопротеина. Что, естественно, заставляет вспомнить и о биоразлагемой «коже» из мицелия, внедренной на рынок уже многими компаниями, в том числе MycoWorks, весной 2021 года подписавшей соглашение с домом моды Hermès. Последний выпустил из грибной «кожи» Sylvania свой хит Victoria bag. Из пищевых отходов делают и ткани, и уходовую косметику – как, например, японская компания Aizome Textile, выпускающая гипоаллергенные, полностью натуральные ткани, которые успокаивают чувствительную кожу онкологических больных, а недавно представившая и первый продукт по уходу за кожей WASTECARE™, произведенный из промышленных отходов. На самом деле, эта группа технологически продвинутых пользователей сегодня на коне, и, похоже, к 2026 году большинство продуктов на модном рынке будут рассчитаны именно на нее.
Итак, пока мы дали портрет двух первых типов потребителей. Те же ритейлеры, кто хочет получить более развернутую информацию или чувствует, что его клиенты относятся скорее к Регистраторам или Вольнодумцам, всегда могут обратиться к оригиналу.