Новости SHOESSTAR

ИТОГИ ОСЕННЕГО СЕЗОНА SHOESSTAR С АЛЕКСАНДРОЙ САКАЕВОЙ

Интервью с Александрой Сакаевой, вице-президентом Российского Союза Промышленников и Предпринимателей в текстильной и легкой промышленности по выставочной деятельности, действующим членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, совладелицей Международной выставки моды FASHION STYLE RUSSIA, учредителем и генеральным директором выставочной компании SHOESSTAR и издателем единственного в своем роде справочника обувных компаний России SHOESWORLD, мы сделали по окончании осеннего выставочного сезона, в рамках которого были представлены коллекции весна-лето 2025.
Александра, расскажите, пожалуйста, как прошел только что завершившийся выставочный сезон? Был ли он сложнее, чем предыдущий, или, наоборот, легче?
Мы подвели итоги, это был очень непростой сезон. Начать с того, что для региональных выставок (а мы говорим о выставках SHOESSTAR на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, в Алматы и в Крыму) закупочный сезон весна-лето всегда был очень специфичным. Он очень сложно прогнозируемый для расчета ассортиментной матрицы, и все это усугубилось довольно большими остатками от прошлого сезона. Если сравнивать выставочную сессию в марте с сентябрем 2024, и даже с прошлогодней сентябрьской сессией, нынешняя была гораздо сложнее – не с точки зрения количества участников и посетителей, а с точки зрения работы байеров на выставках. Т.е. посетители на выставке были, а в заказах наблюдался спад. Если же говорить про выставку в Алматы, Казахстан, то там сессия прошла хорошо. В этот раз было гораздо больше клиентов, работа кипела, показатели вернулись к допандемийному уровню. Еще в апреле были проданы все выставочные площади на сентябрь, и с этой точки зрения успех Казахстана наиболее явный.

Если же говорить про столичную выставку Fashion Style Russia, то сезон у нас был довольно неплохой – сессия прошла лучше, чем весной. Вероятно, это связано с тем, что у этой выставки есть поддержка со стороны сети региональных центров «Мой бизнес», но была на выставке также и международная составляющая. Впервые в экспозиции приняли участие компании из Европы, например, бренд детской одежды из Испании (он стоял корнером и участвовал в показах FSR Podium), в большем объеме присутствовали предприятия Узбекистана, они стояли в разделе «Контрактное производство». Конечно, российская часть выставки была самой многочисленной – российские бренды и дизайнеры составили порядка 70% от общего количества экспонентов, и это был лучший показатель за все 5 сезонов существования выставки (FSR отметила в сентябре свой первый юбилей). Это хороший показатель и динамики, и осознанности российских брендов, которые поняли, что им надо принимать участие в выставках в оптовом формате. И это не может не радовать.
Как изменилась за этот сезон география закупок байеров? Какие бренды востребованы на российском обувном рынке, из каких стран?
В этом плане нет ничего нового. В регионах большинство экспонентов SHOESSTAR – это российские компании, которые отшивают заказы в разных странах. Непосредственно отечественных фабрик было сейчас поменьше, потому что сезон весна–лето не их специализация. Многие фабрики из Владимира, Красноярска, как, например, Selm или Ionessi, просто не делают весенне-летних коллекций. Вот, разве что, добавился новый игрок, который, впрочем, давно известен на рынке – китайская компания Anta. Она вышла в российские регионы с концептуальным корнером, где была показана и одежда, и обувь. Т.е. сейчас на рынке они представляют франшизу со всеми направлениями работы этой спортивной компании. Также впервые в выставке принимала участие компания ATREND. Молодой и амбициозный бренд обуви и аксессуаров, «мода с интеллектом» как они себя позиционируют. В Россию вернулся популярный немецкий бренд PETER KAISER, который сейчас представляют наши партнеры и друзья CAPRICE. А остальные экспоненты – постоянные участники наших выставок. Немецкая составляющая присутствовала в полном объеме – и Rieker, и Tamaris, Caprice и Marco Tozzi. Вернулась к нам в регионы Бразилия с марками Blue Bird и Pegada. Последняя имеет дистрибьютора в России, и тому далось убедить офис компании, что есть жизнь и за пределами Москвы, так что на выставку прилетал сам представитель фабрики – он посмотрел и Урал, и Сибирь, и с клиентами пообщался. До этого марка выставлялась только в Измайлово, что было, конечно, для нее недостаточным форматом. Представитель фабрики был искренне рад, что смог увидеть в России профессиональную выставку, сделанную по международным стандартам. Что приятно, эти компании подтвердили свое участие и на следующий год. Кроме того, в регионы поехали также бренды аксессуаров и украшений, потому что это направление все больше и больше становится востребованным в ритейле – все магазины расширяют свой ассортимент, добавляют новые категории товаров, так что в ряду аксессуаров у нас тоже появились новые имена, которые раньше были представлены только в Москве на Fashion Style Russia. Это, например, российская компания Coral Moon из Астрахани – семейный бизнес с собственным производством, владелица в 2024 году была признана в своем городе «Женщиной года». Они активно работают и развивают линейку украшений как необходимое дополнение к гардеробу любой женщины. После поездки на SHOESSTAR были очень довольны полученным результатом.
Какие выставки сегодня посещают байеры, по вашим наблюдениям, - российские, зарубежные, внутри России - столичные или региональные? Какие из них считают наиболее эффективными?
Сегодня у нас есть три категории байеров: самая массовая из них – так называемые селлеры, производящие и реализующие продукцию через маркетплейсы, за ними идут крупные сетевики, которые в состоянии уже запустить и раскрутить собственный бренд, они могут отшиваться как на российских фабриках, так и на зарубежных, и третья категория – это мультибренды, представляющие в своих магазинах разные марки. И сейчас мы наблюдаем в регионах возросшую активность этой третьей категории. Наступил, как мне кажется, тот самый переломный момент, когда прошел пик продаж через интернет и ситуация стала исправляться в сторону офлайн-розницы. Байеры начали более активно посещать и региональные, и федеральные выставки, ездить за рубеж. У нас по линии СОЮЗЛЕГПРОМа сейчас очень много запросов на участие в деловых миссиях в дружественные страны. Это Китай, сейчас очень востребована стала Индия, Иран, Шри-Ланка. И это говорит о том, что ритейл все же хочет отличаться, ищет «свой» продукт, чтобы продавать его офлайн. Поэтому мне кажется, что к следующему году ситуация с офлайн-розницей должна будет исправиться в лучшую сторону. У нас в Екатеринбурге с очень интересной сессией выступал Борис Агатов, и он лишний раз подтвердил эту гипотезу и обнадежил всех присутствующих на его семинаре. По его мнению, уже пошел обратный отток покупателей из интернета, эта динамика присутствует, и она будет увеличиваться.
Среди интересующих байеров стран не прозвучала Турция. Что происходит на турецком обувном рынке – он перестал привлекать закупщиков из России?
По сравнению с прошлым сезоном ситуация в турецкой обувной индустрии не поменялась – к сожалению, турецкие товары стали просто неконкурентоспособны в России. Их очень сложно по такой цене продать. А вот на выставке в Казахстане было очень много турецких фабрик, у них на стендах активно писали заказы. Потому что доллар как был стабилен в Казахстане, так и остался – там нет такой динамики курса, как в России. Поэтому многие турецкие компании, с которыми мы много лет дружим, стали даже делить ассортимент, оставляя 30-40% для производства в Турции, а остальное отправляя на аутсорс в Китай. Только так они сейчас могут устоять. Это касается и нашего любимого детского бренда Tiflani, который запустил свою линейку из Китая, и того же Dakkem, который сейчас тоже частично представляет китайский товар. Да, есть отличия, возможно, турецкая продукция делается на других колодках и с другими материалами, но все-таки на сегодняшний день цена для покупателей в России остается на первом месте. В среднем сегменте, среднем минус и в масс-маркете влияние на решение о покупке оказывает не бренд, не широта ассортимента, а цена. У нас сейчас был новый участник на выставке, компания A-Trend, которая предложила классный продукт сегмента «средний+» с итальянским дизайном, использованием только натуральных материалов, но отшита коллекция на премиальных фабриках в Китае, и, например, балетки, которые у них стоят в закупке 7000-7500 рублей, наши ритейлеры готовы продавать по такой цене у себя в рознице. Т.е. получается, что оптовая цена за пару должна быть в районе 3000 рублей. Если же мы говорим про кроссовки, то здесь натуральные материалы и качество исполнения стоят далеко не на первом месте. Покупатели обращают внимание на цену и на классный дизайн. Байеры берут, конечно, и так называемые витринные образцы, чтобы зацепить потребителя, но весь оборот и все продажи делает дешевый ассортимент. Практически, сейчас бренды среднего сегмента, в котором работали немецкая группа «Вортманн-Восток» и Rieker, а также компания «Призма» с маркой Imac, оказались ближе к премиуму, потому что их оптовые цены отличаются от той цены, по которой байеры готовы делать заказы, в два раза. Сами заказы, естественно, остались, но они уменьшились в объемах.
Чего на отечественном обувном рынке не хватает, с вашей точки зрения? И почему?
Не хватает эксклюзивности. Это становится заметно, когда идешь по выставке – на 50% у всех экспонентов представлено одно и то же, только наклеены разные этикетки и в небольших нюансах модели различаются (добавлены нитки разного цвета, возможно, какие-то дополнительные аксессуары). А эксклюзивного товара, который представлен на стенде у единственного бренда, сейчас очень мало. И все это признают, потому что ритейлу нужен товар, который будет отличать его от конкурентов. Но когда такой товар на выставке все-таки представляют, он получается неконкурентоспособным. А найти «золотую середину», чтобы это всех устраивало и по ассортименту, и по цене, очень сложно. Российские производители у нас априори сильны в осенне-зимнем ассортименте. Все отечественные фабрики, которые пытались делать весенне-летние коллекции, получали на выходе неконкурентоспособную продукцию, она даже была дороже турецкой. Это ведь достаточно долгосрочный процесс, когда ты отлаживаешь свое производство под новую категорию товара. Да, закрытая профильная группа обуви в России есть, она, прямо скажем, неплохая, но если мы говорим о летнем ассортименте в чистом виде, то здесь у нас очень большой пробел – фабрики могут производить такую продукцию, но цена за пару получается аналогичной тем, что импортируют из Германии или Италии, при этом качество и дизайн сильно отличаются. Также очень сильно не хватает на рынке сопутствующих товаров. На сегодняшний день представлено мало сумок, кожгалантереи. Есть очень дешевый товар, которым торгуют на маркетплейсах, а качественного ассортимента класса «Эконики» практически нет. Не хватает головных уборов, чулочно-носочных изделий. На следующий сезон мы ставим перед собой задачу обязательно расширить количество участников этих категорий, потому что мы получаем огромное количество запросов на сопутствующие товары не только со стороны обувного, но и со стороны одежного ритейла. А на выставках SHOESSTAR у нас все больший процент посетителей составляют именно его представители – те, кто добавляют к своему ассортименту обувь. Причем, нехватка сопутствующих товаров ощущается абсолютно во всех сегментах торговли – в первую очередь, в детской рознице, но также и в женской, и в мужской. Хотя даже в нашем справочнике SHOESWORLD мы видим 500 компаний, представляющих сумки, но где именно они их продают, остается загадкой.
Не так давно у вас был профессиональный визит в Беларусь. Удалось ли там или в других дружественных странах найти что-то интересное из этой категории?
Да, в Беларуси есть три сильных производителя кожгалантереи. Лидер, конечно, Galanteya – эта компания является участником наших выставок. Прошлый сезон они пропустили по причинам личного порядка, но в следующем году обязательно поедут по всем регионам. Вторая фабрика, входящая в холдинг Marco, работает исключительно на свою розницу и внутренний рынок, пока без возможности расширить производство. И есть еще третий игрок, который тоже торгует исключительно внутри страны. Много производителей сумок есть в Индии, у нас даже налажен контакт с представителем ведущих индийских фабрик кожгалантереи, но пока эта компания участвует только в московских выставках. Собраться в регионы сложно – нужна команда, нужны человеческие ресурсы. Очень надеемся, что следующий год сдвинет эту ситуацию с мертвой точки. Особенность региональных выставок состоит в том, что мы не можем возить в регионы компании, у которых нет представительства в России. Из регионов очень сложно делать закупки напрямую в Индии или в Иране, нужен агент, который будет собирать воедино маленькие заказы, размещать уже этот коллективный заказ на фабрике, привозить его в Россию и дальше уже отправлять по регионам. Такой агент со своим офисом, шоу-румом, складом внутри страны является гарантом как для иностранных производителей, так и для российских байеров. Это очень важный вопрос, особенно если учесть, что сегодня в России так и не отлажена работа платежных систем. Да, вопрос решается, и мы это видим, но решить его в одночасье оказалось очень сложно. Есть, конечно, и действующие, и новые оптовики, но если раньше их комиссия составляла 2-5%, то теперь она доходит до 10%. Плюс выросла стоимость логистики, плюс маркировка, плюс со следующего года в России меняется система налогообложения (+5% НДС будут платить те розничные бизнесы, у которых оборот составляет больше 60 млн долларов, а это значит, что почти все ритейлеры) – все вместе это приводит к неизбежному росту цен во всех отраслях, включая и коммунальные платежи. И когда при небольших объемах розничной компании приходится платить еще и агентские 10%, становится понятно, что вся существующая система практически блокирует бизнес.
А российские производители как развиваются на фоне этой ситуации – не пытаются ли они заполнить нишу новыми брендами или технологиями?
В этом году прекратили свое существование две фабрики: Romer полностью закрывает производство в Калуге, у них был прощальный сезон, а «Парижская коммуна» практически свела на нет гражданскую составляющую своего бизнеса, собственно бренды Riconte и Laura Rosso, которые они не так давно начали раскручивать на рынке, оставив за собой выполнение госзаказа и линейку школьной обуви Elegami. Не могут они конкурировать ни с маркетплейсами, ни с китайскими производителями. Кстати, уже доказано, что у российских производителей самое высокое в Европе налогообложение – в сумме все выплаты дают сразу 50-процентное увеличение себестоимости. Так что новых имен и желающих открыть фабрику с нуля в отрасли нет.
Некоторое время назад мы с вами наблюдали, что китайские компании сами открывали фабрики в России, как Rix Shoes в Ярославле, например. Больше такого нет?
Нет. Я вам больше скажу, помните, у нас была такая фабрика Aryan Shoes под Екатеринбургом. Так вот владельцы перевезли фабрику в Узбекистан и вот уже второй год пытаются отстроить производственные процессы, получается тоже очень сложно. В России очень высокая система налогообложения, а контрафакт как шел, так и идет, и этот демпинг, конечно, подкашивает всю розницу. Правда, сейчас меняется политика в отношении маркетплейсов, там ужесточаются меры: принят закон по поводу возвратов, маркировки, которая призвана обеспечить прозрачность сделки, еще ряд обязательств на них налагается – может быть, это даст вздохнуть розничным продавцам.
Вы ездили сейчас по нескольким зарубежным выставкам. Были ли там какие-то интересные имена или бренды, кого вы еще не привезли, но очень хотели бы?
Да, в этом году мы посетили несколько стран, и хочу сказать, что в выставочной индустрии сейчас наблюдается процесс универсализации, т.е. во всем мире все меньше и меньше остается таких небольших тематических выставок. Все выставки более-менее схожей тематики объединяются в одну такую универсальную неделю, назовем ее так, проходящую на единой площадке, внутри которой есть разные разделы. И это общая тенденция, которая отмечается не только в Европе, где она присутствует уже давно, но и в Китае. В конце августа президент СОЮЗЛЕГПРОМ был на такой китайской выставке: 330 тысяч кв.м, на которых представлено все – готовая одежда, обувь, аксессуарная группа, ткани, комплектующие. Мероприятие массово посещаемое, на которое съезжаются все игроки отрасли, и там очень удобно выстроена навигация и логистика. Т.е. всего за три дня на площадке в 330 тысяч квадратов ты четко успеваешь сделать все, что нужно, именно по своей части. В этом плане, конечно, китайцы молодцы. А что касается каких-то интересных брендов, честно говоря, ничего супернового я не заметила. Больше смотрела на сам процесс проведения выставки, и как это все представлено в мировой практике. Делать такую универсальную выставку – это наша мечта. По сути, это то, что мы имели в виду, когда запускали выставку Fashion Style Russia. Должна быть большая федеральная выставка в Москве, на которой представлена вся легкая промышленность и текстильная отрасль в одном месте, это и готовые продукты, и материалы, и комплектующие. Идея-то осталась, но вот найти под нее площадку – это самая основная проблема.
В связи с этим – что происходит с российскими и, в частности, московскими выставочными площадями? Есть ли у нас шанс увидеть такую консолидацию в России? Потому что площадок, способных принять такого размера выставку, у нас, кажется, не остается.
Это больной вопрос для всех выставочных компаний. Хотя мы живем в Москве, городе с 20-миллионым населением, это же смешно, что у нас, по сути, остается всего один выставочный центр – Крокус Экспо. Там за этот год цены поднялись примерно на 30% – понятно, что китайские, индийские и турецкие компании приедут в любом случае, для них цена в 420 евро/кв.м плюс НДС сохраняется, но вот для наших российских компаний 55000 рублей с НДС за метр представляет большую проблему. И в связи с закрытием Экспоцентра вариантов проведения практически не остается. Есть еще Гостиный двор, объявлено строительство выставочного центра на территории ВДНХ, но дата его окончания не понятна, тем более что еще и старта не было. И пока это все под большим вопросом. Буквально недавно открылась еще одна новая площадка, которая изначально строилась под аграрную тему – Тимирязев-Центр, 20 тысяч кв.м. Сейчас многие выставки пытаются переместиться туда. Поэтому на следующую весну Fashion Style Russia и выставка «Интерткань» будут опять существовать параллельно. Выставка «Интерткань» пройдет в Тимирязев-Центре, так как 20 тыс кв.м. это крайне небольшая площадь, а что касается Fashion Style Russia, то мы решили объединиться в Альянс с нашими коллегами. Мы приняли приглашение «Мосшуза», который объединился с Евразийской выставкой лёгкой промышленности «Легпром СНГ+», и проводим весеннюю сессию в Гостином дворе с 12 по 15 марта 2025 г, а уже на осень решили взять с «Интертканью» в Тимирязев-Центре две недели друг за другом.

Вся эта ситуация привела к тому, что выставки сжимаются в объемах, наблюдается отток экспонентов, есть спад и по китайским, и по турецким, и по всем зарубежным участникам. И, в частности, это происходит из-за неотлаженной платежной системы, о которой я уже упоминала. Понимаете, чтобы российскому байеру сделать на выставке заказ у зарубежного экспонента, его компании нужно иметь какое-то юрлицо в других странах, а сейчас и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Кыргызстане, да и во всех странах СНГ к таким финансовым операциям тоже приковано пристальное внимание. Только что прилетавший в Москву представитель выставочной компании из ОАЭ, который является агентом «Интерткани» и Fashion Style Russia в Дубае, рассказал, что у него сейчас наблюдается спад в участниках, потому что люди приезжают, интерес к сотрудничеству есть, запросы и заказы есть, но все спрашивают – а куда платить? Либо операции должны проводиться нелегально, но сейчас с маркировкой одежды и со всеми законами, принятыми в России, это невозможная история, а зарубежные контрагенты тоже не готовы идти навстречу. Т.е. чтобы иметь под каждую страну с учетом всех политических реалий какие-то ходы, российскому ритейлеру нужно быть, условно, Газпромом. Поэтому сегодня определенный спад есть у всех выставок, и у наших в том числе.
Понятно, что при таких проблемах с выставочными площадками и платежами говорить о внедрении новых технологий почти кощунственно, но цифры китайской выставки, которые вы привели, выглядят просто нереально. Как они так структурируют и организуют свои трейд-шоу, есть, наверное, какие-то ноу-хау?
Ну, например, весной я летала на выставку домашнего белья Lingerie, у них концепция очень простая: в экспозиции десять павильонов, из них два предназначены для тех компаний, кому интересно работать на экспорт, вот и все. В каждом из этих павильонов четкая сегментация: технический текстиль, домашний текстиль, комплектующие, готовые изделия, аутсорсинг, разбитый по форматам – крупносерийное производство, мелкосерийное производство. Там также представлены все сервисы, машины, оборудование и технологии. Байер приезжает и уже четко, в зависимости от вопросов, которые хочет решить, ходит и смотрит по блокам и секторам. Ведь как все устроено в Китае: у них есть 1600 фабрик, у каждой фабрики есть по пять агентов, каждый агент работает на определенном направлении. Это не как у нас – «ты с кем работаешь? – я работаю со всеми» – такого у них не бывает. У них это все жестко структурировано. Ни один китаец, какой бы крутой он ни был, если он не захочет напрямую работать на экспорт, ты его не заставишь. Таким образом они дают возможность зарабатывать всей отрасли. Да, у них сейчас тоже есть серьезные проблемы с кадрами, потому что такое огромное количество потенциальных рабочих не пристроишь на эти 1600 фабрик, поэтому китайские компании массово скупают предприятия в Малайзии, в Камбодже, в Бангладеш, в Пакистане. В том числе думают над совместными проектами с Россией, потому что если есть совместный завод, то у него может быть и какая-то совместная образовательная программа. И у китайских студентов, которые окончат, например, РГУ им. А. Н. Косыгина, будет возможность попасть на этот завод на практику и в дальнейшем трудоустроиться. Но проблема платежной системы и здесь просматривается, а Россия по объему закупок даже в пятерку стран-экспортеров в Китае не входит.
Каким вы видите следующий год в российской обувной индустрии, в том числе в выставочной ее части? Какие планы у вашей компании? Помогает ли вам в организационном процессе ваша новая должность вице-президента СОЮЗЛЕГПРОМа по выставочной деятельности?
По поводу планов: в этом году у меня была очень интересная поездка в Минск, мы поддержали наших коллег – выставку ВTI, которую проводят БелЭкспо и Беллегпром. Мы решили туда выехать с Fashion Style Podium, вывезли пять российских дизайнеров, у нас был коллективный стенд и показы, прилетела из Европы наш режиссер Евгения Мальцева, и мы отработали эту выставку по максимуму и для самих брендов, и с точки зрения освещения и продвижения. Поэтому на следующий год у нас есть мысли раскачивать Беларусь, делать универсальный проект, где будут представлены и обувные, и одежные бренды, естественно, с подиумом и показами. Вот это, наверное, одно из приоритетных направлений следующего года, потому что в Узбекистане сейчас все меняется, и пока там не наступит какая-то определенность, мы это направление временно закрываем, а с Беларусью, нашей ближайшей соседкой, хотим попробовать развивать совместные проекты на будущий год. Моя должность вице-президента СОЮЗЛЕГПРОМа помогает тем, что я обладаю какими-то дополнительными материалами, информацией о том, что происходит в мире, чтобы держать руку на пульсе и выстраивать определенные отношения с другими странами.
Made on
Tilda