ЛОГИСТИКА: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ РЫНКА РАБОТЫ С КИТАЕМ
Совсем недавно мы просили Вас принять участие в небольшом опросе, касающегося логистики, а теперь хотим поделиться с Вами результатами нашего небольшого исследования.
Первое, чем мы интересовались в опросе, сменила ли компания бизнес-модель в отношении работы с Китаем.
Почти половина участников опроса (46%) остаются при прежней модели и не рассматривают изменения. Примерно треть компаний (27%) задумываются о смене вектора, но пока не приняли решение. Лишь 21% уже перешли на новую бизнес-модель.
ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТВЕТЫ
Финансовая выгода
Прямые закупки у китайских производителей могут быть значительно дешевле. Уменьшение цепочки посредников = снижение итоговой цены. Повышение маржинальности бизнеса.
Рост конкуренции
Компании, которые уже начали работать с Китаем, могут предложить лучшие цены/качество. Чтобы не отстать — приходится меняться.
Доступность логистических решений
Развитие карго-компаний, логистических платформ и консалтингов по Китаю. Простота организации доставки, таможни и даже контроля качества.
Упрощение коммуникаций
Появление русскоязычных агентов в Китае. Цифровые инструменты, онлайн-платформы
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕ МЕНЯЕТСЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Страх перед сложностями
Китай кажется "далеким", незнакомым рынком. Опасения по поводу качества продукции, мошенничества, языкового барьера.
Отсутствие опыта и компетенций
Нет команды или людей, которые умеют работать с международными закупками. Нет понимания в логистике, инвойсах, сертификации.
Доверие к проверенным поставщикам
Если уже есть стабильные каналы закупки в РФ и старанах СНГ, менять их кажется рискованным. Пока "Работает — не трогай"!!!
Мелкий или нишевый бизнес
Для малого бизнеса затраты на прямой импорт могут не оправдаться (объемы, растаможка, минимальные партии). Логичнее переплатить посреднику, но снять с себя все заботы и отвественность.
Ограничения и санкции
Проблемы с валютными платежами, банками, лицензированием.
Категория тех, кто «думают, но не решаются». Видят тренд, понимают потенциальную выгоду, но:
Нет свободных ресурсов (времени, денег, людей); Оценивают риски как высокие; Ждут примеры успеха у конкурентов; Нужны гарантии и поддержка (например, через партнерские программы, бизнес-инкубаторы, гос.поддержка).
На графике видно, что наиболее важные критерии при выборе логистической компании:
1. Надежность — абсолютный лидер. Клиенты чаще всего упоминают именно её как главный фактор. 2. Скорость доставки — второе по значимости требование. 3. Стоимость услуг — также критична, особенно в сочетании с качеством и прозрачностью. 4. Опыт работы и профессионализм — важны для уверенности в процессе. 5. Гибкие условия оплаты и работы с малыми партиями — особенно актуальны для малого и среднего бизнеса. 6. Поддержка и помощь — важны наличие связи, консультации, сопровождение.
Вывод: клиенты выбирают логистического партнера, исходя из сочетания надежности, скорости и финансовой прозрачности. Дополнительные бонусы — опыт, гибкость и профессиональный сервис — усиливают доверие и лояльность.
На основе визуализации видно, что наибольший интерес клиентов сосредоточен на категории "Качество услуг", особенно в таких аспектах, как результативность, профессионализм специалистов. Это говорит о высокой требовательности клиентов к конечному результату и квалификации персонала.
Второй по значимости блок — "Комфорт и сервис".
Третья группа — "Ценовой фактор" — играет меньшую, но всё же заметную роль. Потребности, связанные с ценой и акциями, менее выражены, что может указывать на то, что клиенты готовы платить больше за качество и комфорт.
Ценовой фактор — умеренная, но ощутимая потребность. Отмечены следующие запросы: Доступная цена; Гибкость оплаты; Скидки и акции.
Несмотря на меньшую долю упоминаний, ценовой аспект по-прежнему важен, особенно для клиентов, находящихся в стадии первого выбора или сомнений. Часто именно наличие выгодного предложения становится триггером к первому визиту.
Важно не конкурировать только ценой — клиенты всё же ценят качество выше.
Вывод: потребности клиентов смещены в сторону качества и сервиса, при этом цена — лишь дополнительный мотиватор, но не основной критерий выбора. Для успешной стратегии развития бизнеса ключевыми направлениями остаются:
Профессионализм и результативность;
Индивидуальный подход к лояльности и ценовой политике.
Самый популярный способ оплаты — перевод на карту в Китае. Он используется почти в каждой четвертой транзакции. Наличные ("с собой привожу") и переводы на карту в РФ также играют значительную роль. Официальные каналы через расчетные счета или внешнеторговые контракты используются активно, но часто наряду с неформальными способами оплаты.
Основные каналы оплаты
Перевод на карту в Китае (22.2%) - это самый популярный способ, что говорит о: Упрощенной схеме взаимодействия с поставщиками; Обходе формальных процедур, возможной экономии на налогах и контроле; Хороших личных связях между покупателями и китайскими поставщиками.
Перевод на карту в РФ (13.5%) может использоваться для: Оплаты посредникам; Внутри российских схем переоформления или перепродаж; Часто комбинируется с другими способами (например, с переводом на карту в Китае).
На расчетный счет юр.лица в Китае (13.1%) - это официальный способ оплаты, подходящий для: Крупных компаний; Работающих по контракту и документально оформленных сделках; Подразумевает участие бухгалтерии и валютный контроль.
Альтернативные и гибридные способы оплаты
С собой привожу (12.2%). Наличная форма расчетов: Часто используется для мелких сделок или при отсутствии доверия к безналичной оплате; Позволяет избежать фиксирования операций; Может быть удобна, но риски высоки: перевоз наличности через границу, юридическая непрозрачность.
По внешнеторговым контрактам (10.0%). Признак более формализованного бизнеса: Используется либо крупными компаниями, либо теми, кто работает в рамках закона; Часто сопровождается таможенным оформлением и учетом в бухгалтерии; Требует более высоких затрат на сопровождение.
Электронные платежные системы - Alipay (10.0%) + На WeChat; Alipay (7.8%) + На WeChat (3.9%) Суммарно ≈22% используют китайские электронные кошельки. Это удобно для мгновенных расчетов, особенно в сфере B2C, розничной торговли, маркетплейсов.
Преимущества: Скорость; Отсутствие валютного контроля; Простота проведения сделок.
Минусы: Ограниченность в суммах; Сложности с легализацией и отчетностью; Потенциальные блокировки и риски платформ.
Выводы
Большинство компаний предпочитают неофициальные способы расчетов, такие как переводы на карты, наличные и электронные кошельки. Это объясняется стремлением к гибкости, скорости и минимизации налоговых издержек.
Официальные каналы используются в основном более крупными или легализованными бизнесами, готовыми вести внешнеэкономическую деятельность с полным оформлением документов.
Платежные системы Alipay и WeChat практически сравнялись по популярности с банковскими переводами, что отражает степень цифровизации торговли с Китаем.
Наличие множественных способов оплаты у одного участника указывает на гибкость и адаптивность бизнеса в условиях внешнеэкономических ограничений и валютных рисков.
Лидеры рынка:
Китайские карго — 30 упоминаний
Наиболее часто упоминаемый формат доставки. Термин объединяет различные карго-компании, которые пользуются высоким спросом благодаря низким ценам, гибким условиям и широкой представленности на рынке.
AKFA — 12 упоминаний
Несмотря на снижение по количеству упоминаний, остаётся одной из популярных компаний, благодаря специализированному подходу к доставке обуви.
ATC Consulting & Logistics — 10 упоминаний
Надёжная компания с опытом, часто упоминается в положительном контексте.
Средняя группа:
QIFA – 7 упоминаний
Шелковый путь, TTLogistic, Китай-Транзит – по 6 упоминаний
KLC group, Cosmos logistics, Азия-Трейдинг – по 5 упоминаний
Эти компании формируют стабильную часть рынка. Их выбирают за сочетание цены, сроков доставки и уровня сервиса.
Менее распространённые, но присутствующие бренды:
JCEX, SF Express, Суньвей Логистика, FOOTWEAR Cargo Group, Восточный Экспресс, БелКит Транс - эти логисты могут быть ориентированы на конкретные регионы или ниши (например, экспресс-доставка, премиум-сегмент и т.д.).
Выводы:
Китайские карго — наиболее популярный и универсальный выбор, особенно для малого и среднего бизнеса.
AKFA и ATC — остаются сильными игроками, ориентированными на системную работу и клиентский сервис.
Разнообразие компаний говорит о высоком спросе на доставку обуви из Китая и о наличии разных моделей сотрудничества — от бюджетных до премиальных.
Мы были очень рады увидеть, что среди участников опроса оказались и представители Казахстана. Нам приятно, что вы откликнулись и поделились своим опытом — это особенно ценно для нас. Спасибо за участие и доверие!