Новости SHOESSTAR

ОБУВЬ КАК ИСКУССТВО

Что такое современный дизайн – искусство, инструмент, обслуживающий промышленность, или подраздел IT? Споры об этом не утихают с начала ХХ века, но с внедрением искусственного интеллекта в сферу творчества они разгорелись с новой силой. Интересно, что, как и век назад (привет Ferragamo!), именно обувщики дают нам пример того, как должно выглядеть прикладное искусство в его современном виде. Один из тех, кто считает, что продуцировать бесконечные ряды утилитарных ботинок – это скучно, голландский дизайнер Ян Янсен, отметивший в прошлом году 60-летие своей работы в моде.

Несмотря на солидный возраст, Янсен до сих пор невероятно активен и востребован. Презрев традиционный модный календарь, он прекрасно умудряется сочетать в одной коллекции свои первые творения с более поздними работами. Его модели – это вневременные конструкции, по сути, произведения искусства, только представленные в виде обуви (преимущественно женской). И это работает! Помимо прекрасных продаж, за 60 лет у дизайнера состоялось множество международных выставок: в 1966-м в муниципальном музее Амстердама, а потом в Германии, Италии, Канаде и США, и это не считая шести выставок в его любимой Японии. Самая последняя – в июне 2024 года в Museum JAN в Амстердаме совместно с Тьялфом Спарнаая. В чем же секрет такого долгожительства?
Ян Янсен родился в голландском Неймегене 6 мая 1941 года. По слухам, в коробке из-под обуви – его отец был представителем Nimco, местной фабрики детской обуви. Неудивительно, что мальчик с раннего возраста хотел стать дизайнером обуви. В 18 лет он познакомился со своей женой Тонни, которая в то время носила синие замшевые туфли бельгийской обувной фабрики. Вероятно, это и послужило основой счастливого брака, который длится уже 65 лет. По словам самого Яна, когда у него появляется идея дизайна, он сразу ясно видит новую модель целиком, идея и вдохновение даются ему будто из космоса. Новая обувь может возникнуть прямо в трамвае. И тогда он говорит Тонни: «У меня есть кое-что, теперь я знаю, что собираюсь делать в понедельник. Когда рождается дизайн, кажется, будто я на короткое время выхожу из мира. Тонни – мой резонатор и вдохновитель. Она первая, кто все видит. Она стилист, и она придает последний штрих моей работе».
После стажировки в Риме, в 1963 году Ян Янсен открыл собственную студию. Одним из первых ее посетителей стал фотограф Пол Хуф, который в тот момент искал людей для своей знаменитой рекламной серии «Ремесло – это мастерство» для пива Grolsch. Хуф сразу же воодушевился и связался с прессой. Так 25 апреля 1964 года рассказ о молодом дизайнере появился в полностраничной статье Эрны ван ден Берг в Telegraaf, за которой последовали и другие газеты. Официально считается, что история компании Amsterdam Shoe Design Яна Янсена началась именно с этой статьи.

1969: чудо Woody

В 1960-х годах традиционные голландские деревянные башмаки уже превратились в сувенир для туристов, поэтому новые сабо дизайнера Woody, созданные из ивы и нубука, были представлены в витрине магазина на Калверстраат среди сыров и фигурок ветряных мельниц. Было продано всего три пары. И только тогда, когда бывшая фотомодель и дизайнер одежды Софи Ван Клиф надела эту модель Янсена на свой показ, Woody обрели популярность. Теперь эти сабо предлагаются на веб-сайте Jan Jansen. Дела у них идут очень хорошо – утонченная кожа, частично покрывающая пятку для украшения, придает традиционным деревянным клогам особый эффект, а рекламирует эту модель красивая женская ножка. Эта гармоничная по материалу, форме и цвету модель стала первым настоящим произведением искусства Яна Янсена.

Две модели с плавающим каблуком

В 1989 году Ян Янсен создал первую модель на плавающем каблуке под названием Love. В ней плавающий каблук – культовое изобретение Яна Янсена – выполнен из АБС-пластика, обтянутого металлизированной козьей кожей. ABS – легкий, но твердый ударопрочный полимер. У этой модели очень хороший баланс, поэтому даже люди, которые обычно не могут ходить на каблуках, легко могут перемещаться в этих уникальных туфлях.
Модель 2024 года Floating West Black с плавающим каблуком сразу переносит нас в современность. Это казаки средней высоты очень удобной посадки, гарантирующей пружинистость шага. Времена, когда телят гоняли на выпас по улице Калверстраат в Амстердаме, остались далеко позади, но эти современные казаки по-прежнему олицетворяют радость от соприкосновения с природой и вызывают в воображении образы прекрасных наездниц, перегоняющих скот в любую точку мира. В варианте без ремешков и заклепок эта модель приобретает более сдержанный классический вид.

Некоторые люди утверждают, что плавающий каблук заваливает фигуру назад, но это не так. Ян объясняет, что висящая в воздухе пятка, или «плавающая танкетка», имеет очень выверенный баланс, который был найден после долгих экспериментов. Иногда клиентки с удивлением обнаруживают, что ходить на плавающих каблуках им гораздо легче, чем на обычных шпильках. И тогда они покупают вторую пару.

Bamboo shoe, 2006 г.

Сегодня эти босоножки из красочной кожи в сочетании с теплыми древесными тонами ротанга доступны только на открытке серии Art Unlimited, а впервые они были представлены на ярмарке Semaine du cuir в Париже в 1973 году. Тогда большой интерес публики вызвал также стенд компании, вдохновленный кварталом красных фонарей в Амстердаме и спроектированный компанией Swip Stolk. Газета New York News назвала тогда Янсена «звездой французской кожевенной выставки». И даже несмотря на то, что босоножки Bamboo, на создание которых было потрачено много времени и усилий, так и не получили коммерческого признания, в плане рекламы они стали большим успехом дизайнера. До сих пор, годы спустя, за рубежом Яна Янсена иногда называют «парнем из бамбукового башмака».
А тогда на фабрике Gucci было изготовлено лишь несколько моделей, которые оказались слишком дороги в производстве. Они продавались в магазинах Jan Jansen на улице Рокин и в Бьенкорфе. Но именно благодаря этой модели Янсен получил свой первый крупный заказ от французского бренда Charles Jourdan, за которым последовали заказы от нью-йоркского Multishoe, испанского Garcia и итальянского Gucci. Решающим стало мнение Шарля Журдана: «Да, это не коммерческое предложение, но если вы смогли это спроектировать, то сможете придумать и что-то попроще». В том же году, кстати, для джинсового бренда Falcon Янсен придумал кроссовки на высокой танкетке. Годы спустя, когда эта модель попала в мейнстрим обувной моды, все версии создавались на основе прототипа голландского дизайнера.

Целуя носок туфли Папы Римского, 2009 г.

Это красивая, даже музыкальная вневременная модель в красном ватиканском цвете «Страдивари». Она до сих пор присутствует в ассортименте, хотя, кажется, могла бы быть создана и несколько столетий назад. Однако столь умело извлечь этот возвышенный ренессансный дизайн из доступного материала в нашу эпоху смог только Ян Янсен.

Существует красивая легенда, что одна из клиенток Яна Янсена, живущая в Вене, отправилась в оперу на «Kissing the Pope's». Мужчина, поднимавшийся по лестнице позади нее, нашел сердечки на подошвах ее туфель очень привлекательными и спросил: «Могу ли я поцеловать Ваши ножки?».

Два мэтра дизайна объединяют усилия

Дизайн модели X-Ray UN 2018 года требует отдельных пояснений. Во-первых, аббревиатура UN пошла не от ООН, а от названия флагманского магазина международного обувного бренда United Nude, основанного Ремом Д. Колхасом и расположенного в Амстердаме. Во-вторых, оба партнера в этой коллаборации вдохновлялись открытием рентгеновских лучей немецко-голландским физиком Вильгельмом Рентгеном, за которое тот в 1901 году получил Нобелевскую премию.
Таким образом, дизайн X-Ray UN 2018 олицетворяет сочетание инноваций и искусства. Модель прошла долгий процесс от идеи до воплощения. За счет зигзагообразных распорок подошвы и расходящихся лучами кожаных ремешков верха эти туфли будто постоянно вибрируют в воздухе. Женщина, которая ходит или двигается в этой обуви, развивает свою собственную естественную частоту, свой собственный сияющий стиль. X-Ray – это редкая конструкция, она стала предметом коллекционирования с первого дня.

Ян Янсен и Тьялф Спарнаай, 2024

Еще одна коллаборация двух очень талантливых художников состоялась уже в этом году. Вдохновленный гиперреалистичными натюрмортами Тьялфа Спарнаая с яичницей, Ян Янсен создал пару босоножек из золотой кожи, на которой Тьялф Спарнаай твердой рукой нарисовал по две яичницы на каждой туфле. В результате получился шедевр двух мастеров: носки этих туфель имеют причудливую форму морды гавиала, крокодила с длинной узкой головой, а сами слинги и яичница составляют здесь единое целое. В июне эту необычную пару можно было увидеть на выставке живописи Тьялфа Спарнаая в музее JAN в Амстелвене, пригороде Амстердама.
Кстати, Ян Янсен – один из немногих международных дизайнеров, который сам делает колодки для своей обуви. И его творения являются источником вдохновения для многих коллег. В 2005 году Ян Янсен удостоился чести стать приглашенным профессором престижной японской академии моды Bunka Gakuen в Токио. На протяжении всей своей карьеры он встречал бесчисленное количество людей, которые обещали ему «золотую формулу успеха», но в итоге это всегда оканчивалось большим разочарованием. Накануне своего 80-летия, когда на мир обрушилась пандемия ковида, Ян Янсен серьезно подумывал о том, чтобы уйти из бизнеса. Он даже начал писать мемуары. И в этот момент Hooijer Group, импортер и дистрибьютор различных обувных брендов в странах Бенилюкса и всего Евросоюза, заявила о своей заинтересованности в творческом наследии Яна Янсена. Правда, потребовалась вся сила убеждения Жос-Яна Греве (владельца обувной фабрики Jos-Jan Greve), чтобы свести Яна и Тонни с Хилко и Кристель Хойер. Но когда эти четверо, наконец, встретились и обнаружили, что они существуют на одной волне, торговая марка Jan Jansen к большому удовлетворению обеих сторон была передана в руки Hooijer Group вместе с коллекцией антикварной обуви 1961 года, насчитывающей около 4000 моделей. Интересно, что бы произошло, если бы эта встреча состоялась на 40 лет раньше? Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. А Ян Янсен, создатель произведений обувного искусства, продолжает работать в Интернете.
Made on
Tilda